«Жест неба»: усиление практики йоги

15 июль 2013, 05:55

«Жест неба»: усиление практики йоги

Фактически, существует три варианта выполнения Набхи-мудры, из которых для целей «обычной» йоги существенные первые два, а третий используется в основном в медитации. Первый вариант — Вайю-набхи-мудра, активизирует элемента Ветра в организме. Это благоприятно для практики асан, поэтому может использоваться как своего рода «педаль газа» или усиление практики. Свами Шивананда утверждал, что такую технику следует держать постоянно при выполнении всех упражнений комплекса, либо делать сразу после выхода из очередной асаны или завершения комплекса асан (сидя с ровной спиной, в медитативной позе)*. Вайю-набхи-мудра делается, прикасаясь кончиком языка сразу за верхней десной — это самое «переднее» положение из трех. Иногда это ощущается как чесотка или дрожь в основании позвоночника.

Второе положение Набхи-мудры — Агни-набхи-мудра, активизирует энергию Огня в теле. Это нисходящий поток, который полезен при практике мудр и пранаям, с целью оздоровления всего тела, «напитывания» его праной — ведь самая плотная, грубая функция праны — это восстановление идеального здоровья в каждой клеточке тела. Для выполнения «огненного» жеста неба, надо протолкнуть язык чуть дальше, чем в предыдущей технике, и коснуться кончиком языка той точки, где твердое небо переходит в мягкое (на стыке неба и глотки). Замыкание этой точки запускает своего рода «душ» или «дождь» нисходящего потока праны (энергии) по всему телу, что могут почувствовать люди, чувствительные к тонким процессам.

Существует и третий, самый глубокий вариант Набхи-мудры — «джала-набхи-мудра», «жест воды». Она же называется Кхечари-мудра («жест летящего в небесах»). Подразумевает проталкивание языка как можно глубже в ротоглотку, в направлении гортани. В основном этот жест применяется перед и во время медитации, для пробуждения охлаждающего и омолаживающего тело потока «сомы» — «нектара», т.е. «сладкого» потока или импульса от Бинду-чакры, расположенной позади затылочного «родничка» (между макушкой и затылком).

Техника медитации на Кхечари-мудру (как отдельная медитация):

  1. Садимся в любую доступную медитативную позу (лучше всего — Падмасану или Сиддхасану). Выполняем Чин или Джняна-мудру (соединяя подушечки указательного и большого пальцев, руки располагаем на коленях ладонями вверх — Чин-мудра, или вниз — Джняна-мудра).
  2. Закрываем глаза, расслабляем лицом, ладони, плечи и все тело.
  3. Проталкиваем кончик языка по задней поверхности неба как можно дальше, стараясь избегать напряжения.
  4. Практикуем Уджайи-пранаяму — «психическое дыхание йогов», оно же «дыхание победителя», слегка напрягая глотку, горло — так, чтобы у дыхания появился легкий шипяще-свистящий призвук. Дыхание должно быть глубоким и медленным, избегаем появления головокружения (которое может появиться, если дышать слишком интенсивно).
  5. Удерживаем такое же положение языка пока это комфортно.
  6. Когда язык устает — отдыхаем, затем по возможности повторяем. Для начала достаточно 5-10 минут, при достаточной практике язык можно удерживать в таком положении довольно долго. Дискомфорта при этом быть не должно.

Дополнительные практики.

Такая техника обладает успокаивающим эффектом, помогает обратить ум «внутрь», для медитации, поэтому может использоваться как практика, предваряющая другие виды медитации (или визуализации). Но может использоваться и самостоятельно, в сочетании с Уджайи-пранаямой и иногда с Кхечари-мудрой (пристальным взглядом в точку межбровья) или Насикагра-мудрой (пристальным взглядом на кончик носа). Как самостоятельная техника может комфортно делаться в течение 5-20 минут, постепенно и дольше. В таком варианте это утонченная медитативная практика (личная садхана), эффекты и опыты которой должны держаться в секрете.

Для адептов йоги.

Опытные практикующие работают также над замедлением дыхания во время выполнения Кхечари-мудры: до 5-6 циклов дыхания в минуту и дальше. Дальнейшее замедление ритма дыхания рекомендуется только под непосредственным руководством знающего йога, эксперта в подобных практиках (т.к. может сильно уводить внимание в подсознание, со всеми его сюрпризами). Во время практики также можно удерживать визуализацию Вишуддха-чакры (горлового энергетического центра). Кхечари-мудра «чистит» Вишуддхи-чакру, усиливает этот центр.

Противопоказания:

  • горький вкус во рту во время практики. Это показывает, что организм сильно зашлакован, и надо предварительно пройти курс Шаткарм или Панчакарму. Вкус во рту должен быть сладким, либо нейтральным;
  • заболевания полости рта (до полного выздоровления).

----

* Такого же мнения придерживается и выдающийся отечественный специалист по хатха-йоге, А. Сидерский.