Учиться делать эту технику лучше всего в моменты отдыха, в спокойном расположении духа. Доведя метод до автоматизма, его надо будет применять уже в «боевых» условиях — то есть прямо посреди стрессовой ситуации или горестного переживания. Фактически, чем хуже ситуация в которой применяется этот метод, тем лучше результат — но при условии, что метод уже освоен.
Техника:
- Устройтесь поудобнее. Не обязательно садиться в йогическую позу, хотя если вы привыкли медитировать в формальной позе, это поможет быстро настроиться на практику. (Некоторых людей ощущение своей медитационной подушки или «родного» коврика под ягодицами моментально настраивает на сосредоточение, лучше любых дыхательных или звуковых техник!).
- Если в уме сумятица — можно
3-5 минут попрактиковать Анулом-Вилом пранаяму (попеременное дыхание: вдох через левую ноздрю, выход через правую, вдох через правую — выдох через левую и т.д.). - Приступайте к основной технике: просто спросите себя мысленно: «Кто я?». Отметайте все возникающие «догадки» как несущественные! «Я — Иван Иванович», «Я — баскетболист», «Я хочу есть» одинаково нерелавантые «ответы». Постарайтесь набрать более 30 «вариантов», и продолжайте, не подсчитывая и не дискутируя по этому поводу. Попробуйте поиграть в отказ: вы заранее приготовились отрицать любые варианты, которые подсказывает ум.
- Если какая-либо мысль кажется правильной и ум пытается закрепиться в ней («Я — вселенское сознание», я «Свидетель своих мыслей!»), просто попробуйте проследить ее до источника — откуда в теле возникает такое ощущение. Мысль испуганно растворится в небытие. Так поступаем всегда, при появлении «достойных» мыслей.
- В итоге ум немного расслабится, и наступит состояние, когда в голове в основном царит покой, и только изредка в нем «проплывают» отдельные, не привлекательные мысли, которые без труда можно растворить. Это благоприятный момент, чтобы уйти еще на уровень глубже, скажите себе: «Я — ничто из перечисленного! Я — не мои воспоминания. Я не ощущения моего тела, я и тело — не одно и то же, я тоньше. Я — дух, душа, Я — свидетель своих эмоций, действий, я — зритель, наблюдатель.» Постарайтесь вчувствоваться в это новое состояние. Как свеча, вопрос «Кто Я» «выгорает» до «Я». Остается лишь ощущения собственного присутствия. Предупреждение. В ходе этой техники сознание может внезапно «вывалиться» в еще более глубокое состояния а-кармы («без воспоминаний»). На несколько секунд можно «забыть» кто ты, на бытовом житейском уровне! Это не опасно (т.к. настоящую амнезию себе вызвать физически не возможно) и совершенно в порядке вещей. Просто подышите глубоко, не паникуйте: через полминутки память вернется и все станет как было! Хотя и не совсем — вы уже познали тонкое состояние, благоприятное для ума, полный отдых ума. Другой момент: в результате выполнения этой медитации у вас может спонтанно начать подниматься Кундалини; это ощущается как жгучий, «скребущийся» жар, поднимающийся по спине вверх. В этом случае надо расслабиться и наблюдать ощущения в том же состоянии «свидетеля»; если кружится голова — наклониться вперед и полежать в Баласане (позе ребенка) или Йога-мудрасане (позе йога).
- Когда у вас в жизни происходит стрессовая ситуация, драма, или вы вынуждены напряженно ожидать чего-либо (стоите в пробке, в очереди на загранпаспорт), или просто у вас сильно плохое настроение — практикуйте эту технику. С набором «летных часов» вы сможете входить в состояние «не-ума» в считанные секунды. Это путь к состоянию Самадхи — высшей цели медитации, лучшему, что может дать йога. А в обычной жизни эта техника — неисчерпаемый источник спокойствия. Коллеги на работе поразятся, что в критической ситуации вы «спокойны как слон» и способны при этом действовать быстро, четко, устрашающе эффективно. Это — качество Раджи (руководителя), сила ума, которую достигают йоги. (Однако помните о соблюдении принципа Ахимсы — ненасилия: нельзя направлять эту медитацию во вред другим).
Практиковать медитацию «Кто Я?» лучше всего в одно и то же время, каждый день (утро или вечером, когда есть свободное время). На начальном этапе достаточно