Отдыхаем и тренируем концентрацию: мантра-йога

2 март 2016, 16:36

Отдыхаем и тренируем концентрацию: мантра-йога

Что мешает практиковать мантра-йогу?

1. Религиозные и философские сомнения. Есть люди, которые сторонятся йоговских мантр по соображениям религии или по запрету конкретного батюшки. И это можно понять и стоит уважать. Но если разобраться, то на самом деле, йога и индуизм — это разные вещи! И в йоге мантры используются для установления контроля над умом, а не как поклонение божествам. Там, где есть поклонение — это уже не йога, а религия, и наоборот, где повторяют мантры без мотива прославления божеств — это уже йога, т.к. многократное повторение мантр — это трансовая техника, призванная очистить «буфер» ума, остановить «внутренний диалог», который подавляющая часть людей в состоянии бодрствования непрестанно ведет в уме.

Такие мантры, какие используются, например, в коротком варианте «Сурья-намаскара» — это инструменты практики, очищения ума, а не поклонения (которое иногда может привести к еще большему обуславливанию ума, а не к Свободе). В практике Хатха-йоги, мантры это не ритуал, а действенная трансовая техника, позволяющая остановить поток мыслей за счет утомительного повторения слогов или слов.

Красивый пример чисто йогического использования биджа-мантр (медитативная техника «пропевание чакр») — музыкальный альбом Лайн Редмон «Chanting The Chakras» (можно ставить на интенсивной, силовой практике, альбом энергичный), например, см. композицию «Гирлянда букв».

2. Скука. Некоторым повторять мантры просто скучно. Этот вопрос легко решить — достаточно выбрать мантру на свой вкус. Это легко, ведь — как мы уже разобрались, религиозных целей мы не ставим — и преследуем лишь цели йоги. А значит, полная свобода. Мантра, которая вам «ложится» на слух и на душу — скорее всего, и сработает для вас лучше всего. Но для общих целей лучше всего начать с мантры ОМ, т.к. она не имеет религиозных отягощений и не дает пищи для ума. А значит, ее повторение будет иметь результатом не религиозные представления, а медитацию.

Другим, альтернативным, подходом может быть применение техник Бхакти-йоги, и, например, повторение Маха-Мантры — работа через эмоции. Многим так легче, приятней, интересней осваивать мантры. Но это техника уже не Хатха-йоги, о которой мы говорим, а Бхакти-йоги: другая ветвь практик, не хуже и не лучше, чем Хатха.

3. Страх «читать мантру неправильно». Секретных и опасных мантр в интернете все равно обычному человеку не достать, да и не только в интернете — в чем же опасность повторения мантры общего типа «без инициации», которой стращают многие авторы пуристских статей на эту тему в интернете? Может, дело не в произношении, наличии Гуру, или «волшебной» инициации? А — как это ни трудно признавать — в практике?! Повторение мантры даже с «ошибкой» произношения (с русским акцентом и т.п.) принесет гораздо больше пользы, чем вреда. Кроме того, существуют специальные сборники, где мантры начитывает специалист, мастер мантра-йоги, с правильным произношением. Послушать, заучить — и повторять. А кому надо — найдет специалиста по санскриту (сейчас курсы по санскриту чуть ли не в каждом крупном йога-центре!) и уточнит произношение. А то и получит инициацию у индийского Гуру... Но в практике йоги, особенно на первом этапе, всегда важнее начать делать и ДЕЛАТЬ технику, чем изучать теорию и произношение. Стремление досконально изучить санскрит, мантралогию, теорию — может быть просто хитрой формой психологической защиты от наступления момента, когда вся подготовка позади, и вот уже надо просто сесть и читать мантру — начать, наконец, практику! Лишь на такую подготовку могут уйти годы, а то и... вся жизнь. Ум горазд на такие хитрости.

4. Нехватка личного пространства. Действительно, если вы делите жилище с женой, тещей и двумя детьми — довольно сложно читать мантры (да еще пораньше с утра!) — не потревожим окружающих. В этом случае можно либо читать тихим шепотом или даже про себя (это вполне допускается ,и даже рекомендуется!), либо создать бытовые условия для более комфортного проживания и практики. Либо — заинтересовать родных своим «пением» и объяснить, в чем суть (чтобы не пугались). Все в ваших руках! А близкие страдать «от йоги» не должны!

5. Незнание техники, «как делать». Эту проблему решить проще всего. Лучше всего начать с простейшей мантры — «АУМ» (ОМ) и ....просто начать ее повторять! Как можно больше раз! На начальном этапе, очень желательно делать это ВСЛУХ, причем — громко, нараспев и зычно. Ни в коем случае не «как стиральная машинка» (по меткому выражению одного ведического лектора), не «на автомате»! Специально «с выражением» и «с посылом» тоже не надо, важно чтобы не «засыпали», не думали о чем-то постороннем. Этому, на первом этапе, помогает как раз произнесение мантры вслух. Слушайте свой голос, не судите себя «красиво или нет», просто слушайте. Будьте «в моменте» — наблюдайте, что происходит здесь и сейчас, как звучит каждая буква, каждый слог мантры. Не ждите каких-то «спецэффектов», подъема Кундалини или денежного потока на следующий день. Распространенные, общеизвестные йога-мантры читают больше не «для чего-то», а «от чего-то» — для устранения потока мыслей. Это называется Шанти-карма, «успокаивающее действие».

Примечание. Автор этих строк проходил обучение у йогини Смрити Чакраварти в г. Варанаси, ученице известного Гуру Ваг-йоги (мантра-йоги) д-р Вагиш Шастри. Личная ежедневная практика мантр с 2006 г.; имеются и посвящения в мантры. Все это позволяет говорить с высоты кое-какого знания. Но, в то же время, информация в статье приведена на основе личного, субъективного опыта, для вашего общего сведения, и не для спора, а как вариант практики. Дорогу осилит идущий!