Йога через преодоление

Йога через преодоление

Со вторым ОМ он достиг состояния равновесия, и его дыхание самопроизвольно замедлилось, без волнения и вибраций. Жизненная сила замерла как бы и не вне, и не внутри, ни внизу и ни сверху. После того, как тело сгорело, огонь выгорел и пропал, остался один чистый пепел. Казалось, что кости превратились в душистую камфару, которую сжигают перед алтарем. Ветер подхватил пепел и развеял его в пространстве. (Все это случилось без агрессии, свойственной Хатха йоге, которая приводит к страданиям).
Свами Венкатесананда. Йога Вашишта

Очевидно, что тело среднего европейца в среднем сильно отличается от тела среднего индуса, поэтому нам приходится «нащупывать» собственный путь в йоге. Однако та йога, которая существует в России — это даже не «русская национальная йога». Изначально Россия брала и берет йогу сейчас не напрямую из Индии, а через «фильтр» США и Европы — то есть это уже как бы второй перевод на иностранный язык- с кучей ошибок и вольностей. «Мягкие» стили работают далеко не для всех, хотя они вне конкуренции когда дело касается классической йоги и медитации, но «жесткая» практика у нас принимает такие гротескные формы, поэтому, делая практику через преодоление «по-западному», у нас большой шанс потерять путеводную нить йоги вообще.

Обратившись к классической литературе по йоге, мы встречаем сплошь и рядом указания на то, что йога должна делаться без насилия над собой, без агрессии, в спокойном и даже расслабленном расположении духа. Мудрец Патанджали, давая определение йоге в целом, сказал: «Йога — обуздание волнений, присущих уму» (в оригинале: «Йогаш — Читта Вритти Ниродхах»). Очевидно, что обуздание волнений не очень согласуется с преодолением себя, с практикой через физический дискомфорт, и вообще со сколько-нибудь значительными усилиями при выполнении техник йоги: асан, пранаям и медитации. В двух самых значимых для Хатха-йоги текстах: «Йога-сутрах» Патанджали и «Хатха-йога Прадипике» Сватмарамы несколько раз встречаются указания на то, что практиковать надо очень постепенно, умеренно, и не напрягаясь. Более того, основной мыслью в первоисточниках просвечивает, что даже самые обыденные практики надо изначально делать в состоянии Унмани — «не-ума», то есть отсутствия мыслей. Прямым путем к такому состоянию является метод умеренного, расслабленного действия: принять заранее выбранную позу статично и расслабленно, удерживая тело в рамках формы выбранной асаны, но ни в коем случае не напрягая тело чрезмерно, чтобы получить идеальную, предельную форму позы. Таким методом, кстати, можно достичь и предельной формы позы — пусть не быстро (как в балете сажают на шпагат), но зато без травм и боли — при этом с самого начала практикуя именно йоги (как целостный подход к телу и сознанию), а не «гимнастику йогов» или растяжку, где речь идет лишь о теле. Таким методом уже десятилетия работают йога-терапевты и многочисленные группы «корректного подхода к позвоночнику».

Самым замечательным достижением таких любителей «классической йоги» является искомое состояние «Читта Вритти Ниродха», то есть сосредоточения в безмыслии (целительного для нервов европейца!. Именно такое состояние, очевидно, наиболее близко к состоянию йоги. Получается безопасная практика физических упражнений йоги — без травм и срывов, и тело в результате такой практики постепенно подготавливается к длительным медитативным сессиям. Очевидно, что именно практика в модусе сознания Унмани (неважно, кстати, насколько глубоко и «сильно» при этом выполняются позы) приводит к тем состояниям сознания, которые призывают достичь в течение жизни классические тексты по йоге...

Казалось бы, на этом и точку можно поставить, ведь все просто: классики посоветовали «не напрягаться», вот мы не напрягаемся, делаем вполсилы: поясница в порядке, колени целы, организм постепенно и безопасно оздоравливается... Но, оказывается, примерно для половины, а то и больше, западных практикующих такой подход оказывается совершенно неприемлемым. Они не способны войти в состояние «не-ума» ни «просто так», с самого начала, ни в ходе многомесячных тренировок; результат — либо разочарование в йоге вообще, либо переход на «жесткую» практику. Таким людям — а их очень много — мешает расслабиться их беспокойный западный ум, и возможно (в ряде случаев) уже не очень здоровое и поэтому тоже по-своему «беспокойное», зажатое, в гипертонусе, со многими болевыми точками тело.

Средний клиент московских йога-центров фактически не способен не то что медитировать или дышать, сидя неподвижно по полчаса и больше — человек зачастую не может и двух минут спокойно продержать любую позу, не пытаясь как-то ее «улучшить» (интеллектуалы), «усилить» (мужчины) или «приукрасить» (женщины). Кажется, что если немного покачиваться, делая растяжку, дело пойдет быстрее; или кажется, что если скомбинировать две разные позы, да еще если носочки подтянуть — выйдет еще красивее, чем было... Таким людям зачастую не эффективно начинать практику с «мягкого», классического стиля, им требуются радикальные средства из современного арсенала. Когда гомеопатия не помогла, в ход идет своего рода «антибиотики» для сознания.

На сцену выходят динамические медитации Ошо Раджниша, холотропное дыхание Стена Грофа, и всевозможные силовые йоги: американская «Кундалини-йога» Йоги Бхаджана, тренировочные последовательности «Йоги 23» А. Сидерского, динамическая «Аштанга-Виньсяса», введенная в моду Паттабхи Джойсом — а также экзотические нововведения: Бикрам-йога («горячая йога»), акробатическая йога, парная йога и т.д.

Конечно, увлечение экзотическими разновидностями йоги может быть для поверхностного человека лишь эскапизмом, бегством от необходимости практиковать упорно и регулярно, «как завещал великий Патанджали». Но для искренне ищущих может стать и спасительным «прыжком в медитацию», о котором так часто говорил Ошо, предложивший «адаптированный» под западный ум тип медитации — динамический. Западный ум бывает эффективно сначала шокировать: сложностью, динамизмом или необычностью практики — чтобы уже потом выйти на мягкую практику в состоянии «не-ума». Западный ум надо утомить, истощить, чтобы он «выключился» хоть на мгновение — в то время как индусу для вхождения в искомое состояние может быть достаточно зычно спеть «ОМ», прочитать вдохновляющий стих из Бхагават-гиты или полчаса помедитировать на берегу неспешной Ганги — или позаниматься йогой Патанджали.

В борьбе с ленью и невежеством, и особенно здесь, на Западе, все средства хороши. Поэтому зачастую «йога через преодоление» в любом виде и формате, под любым брендом, может стать золотым ключиком, открывающим для человека состояния йоги, которые без надрыва, без боли, а кое-где и без почти армейской муштры, и без увлечения экзотикой — было бы просто не достичь. Вот такие «особенности русской национальной йоги». Это нормально — каждому пациенту свое лекарство.

Проблема лишь в том, что зачастую воодушевленный первыми результатами специфической «ударной» техники практикующий невольно «подсаживается» на острые ощущения от радикальных практик и начинает заниматься ими как основной дисциплиной йоги. А мы знаем, что антибиотики вредно принимать постоянно.

Если поразмыслить на эту тему и еще раз перечесть классиков, становится ясно, что если поначалу, в первые месяцы практики, или с профилактическими целями раз-два в месяц, радикальная «йога-чистка» и показана, то уж никак не каждый божий день. Вставать каждый раз на коврик как в последний бой — это, с точки зрения классической йоги, большая ошибка, как и, например, делать себе Басти (клизму) или Шанкха-Пракшалану (промывание желудка) каждое утро до завтрака!

Победив в себе Тамас (лень, инертность) с помощью Раджаса (агрессивной активности) — практики через преодоление — надо вовремя перейти, утончиться, с Раджаса на Саттву (спокойствие и чистоту ума), то есть на классическую йогу. Иначе те же самые практики, которые поначалу помогали, станут ловушкой, превращая человека в «адреналиновый автомат», далекий от истинной йоги.

Истинный Тапас («огонь» йоги) должен сжигать не тело, а загрязнения и уловки ума — самскары — одной из которых может стать получение острых ощущений от йоги. Без достижения состояния спокойствия, чистоты и в итоге Просветления — Саттвы, или, по определению Патанджали, «Читта Вритти Ниродха» — практика не является йогой, это лишь более или менее полезная гимнастика.

Йога через преодоление — не повод для гордости, это всего лишь своего рода щепка, которая призвана вытащить занозу лености, инертности тела, или беспокойства ума — и она должна быть со временем отброшена. Это будет знаменовать переход на основной уровень йоги, с которого, по иронии судьбы, средний индус обычно начинает.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga


Алексей Соколовский
Алексей СоколовскийПреподаватель классической Хатха-йоги («по Сатьянанде»), практикующий йогу более 15 лет. Ведущий выездных семинаров по йоге.




Магазин Хануман.ру

Все товары для практики йоги и все необходимое оборудование для йога-центра. Огромный выбор ковриков для йоги! Самые высокие стандарты сервиса! Мы внимательны к каждому клиенту, поэтому они часто становятся нашими друзьями!

Футболка женская

Футболка женская

Футболка строгой, элегантной расцветки. Создает красивый, женственный образ. Цвета не полиняют даже после многих стирок, отличное качество.

899 рублей

Коврик для йоги «Ришикеш»

Коврик для йоги «Ришикеш»

Доступный и качественный коврик для практик в любом месте

Толщина: 4,5 мм.

Размеры (вес): 183×60 см (1.6кг), 200×60 см (1.6кг) и 200×80см (1.7кг).

Материал: ПВХ

Производитель: Fa Bodhi

2390 рублей

ВХод

Забыли пароль?