Йога через преодоление

8 август 2013, 08:05

Йога через преодоление

Со вторым ОМ он достиг состояния равновесия, и его дыхание самопроизвольно замедлилось, без волнения и вибраций. Жизненная сила замерла как бы и не вне, и не внутри, ни внизу и ни сверху. После того, как тело сгорело, огонь выгорел и пропал, остался один чистый пепел. Казалось, что кости превратились в душистую камфару, которую сжигают перед алтарем. Ветер подхватил пепел и развеял его в пространстве. (Все это случилось без агрессии, свойственной Хатха йоге, которая приводит к страданиям).
Свами Венкатесананда. Йога Вашишта

Очевидно, что тело среднего европейца в среднем сильно отличается от тела среднего индуса, поэтому нам приходится «нащупывать» собственный путь в йоге. Однако та йога, которая существует в России — это даже не «русская национальная йога». Изначально Россия брала и берет йогу сейчас не напрямую из Индии, а через «фильтр» США и Европы — то есть это уже как бы второй перевод на иностранный язык- с кучей ошибок и вольностей. «Мягкие» стили работают далеко не для всех, хотя они вне конкуренции когда дело касается классической йоги и медитации, но «жесткая» практика у нас принимает такие гротескные формы, поэтому, делая практику через преодоление «по-западному», у нас большой шанс потерять путеводную нить йоги вообще.

Обратившись к классической литературе по йоге, мы встречаем сплошь и рядом указания на то, что йога должна делаться без насилия над собой, без агрессии, в спокойном и даже расслабленном расположении духа. Мудрец Патанджали, давая определение йоге в целом, сказал: «Йога — обуздание волнений, присущих уму» (в оригинале: «Йогаш — Читта Вритти Ниродхах»). Очевидно, что обуздание волнений не очень согласуется с преодолением себя, с практикой через физический дискомфорт, и вообще со сколько-нибудь значительными усилиями при выполнении техник йоги: асан, пранаям и медитации. В двух самых значимых для Хатха-йоги текстах: «Йога-сутрах» Патанджали и «Хатха-йога Прадипике» Сватмарамы несколько раз встречаются указания на то, что практиковать надо очень постепенно, умеренно, и не напрягаясь. Более того, основной мыслью в первоисточниках просвечивает, что даже самые обыденные практики надо изначально делать в состоянии Унмани — «не-ума», то есть отсутствия мыслей. Прямым путем к такому состоянию является метод умеренного, расслабленного действия: принять заранее выбранную позу статично и расслабленно, удерживая тело в рамках формы выбранной асаны, но ни в коем случае не напрягая тело чрезмерно, чтобы получить идеальную, предельную форму позы. Таким методом, кстати, можно достичь и предельной формы позы — пусть не быстро (как в балете сажают на шпагат), но зато без травм и боли — при этом с самого начала практикуя именно йоги (как целостный подход к телу и сознанию), а не «гимнастику йогов» или растяжку, где речь идет лишь о теле. Таким методом уже десятилетия работают йога-терапевты и многочисленные группы «корректного подхода к позвоночнику».

Самым замечательным достижением таких любителей «классической йоги» является искомое состояние «Читта Вритти Ниродха», то есть сосредоточения в безмыслии (целительного для нервов европейца!. Именно такое состояние, очевидно, наиболее близко к состоянию йоги. Получается безопасная практика физических упражнений йоги — без травм и срывов, и тело в результате такой практики постепенно подготавливается к длительным медитативным сессиям. Очевидно, что именно практика в модусе сознания Унмани (неважно, кстати, насколько глубоко и «сильно» при этом выполняются позы) приводит к тем состояниям сознания, которые призывают достичь в течение жизни классические тексты по йоге...

Казалось бы, на этом и точку можно поставить, ведь все просто: классики посоветовали «не напрягаться», вот мы не напрягаемся, делаем вполсилы: поясница в порядке, колени целы, организм постепенно и безопасно оздоравливается... Но, оказывается, примерно для половины, а то и больше, западных практикующих такой подход оказывается совершенно неприемлемым. Они не способны войти в состояние «не-ума» ни «просто так», с самого начала, ни в ходе многомесячных тренировок; результат — либо разочарование в йоге вообще, либо переход на «жесткую» практику. Таким людям — а их очень много — мешает расслабиться их беспокойный западный ум, и возможно (в ряде случаев) уже не очень здоровое и поэтому тоже по-своему «беспокойное», зажатое, в гипертонусе, со многими болевыми точками тело.

Средний клиент московских йога-центров фактически не способен не то что медитировать или дышать, сидя неподвижно по полчаса и больше — человек зачастую не может и двух минут спокойно продержать любую позу, не пытаясь как-то ее «улучшить» (интеллектуалы), «усилить» (мужчины) или «приукрасить» (женщины). Кажется, что если немного покачиваться, делая растяжку, дело пойдет быстрее; или кажется, что если скомбинировать две разные позы, да еще если носочки подтянуть — выйдет еще красивее, чем было... Таким людям зачастую не эффективно начинать практику с «мягкого», классического стиля, им требуются радикальные средства из современного арсенала. Когда гомеопатия не помогла, в ход идет своего рода «антибиотики» для сознания.

На сцену выходят динамические медитации Ошо Раджниша, холотропное дыхание Стена Грофа, и всевозможные силовые йоги: американская «Кундалини-йога» Йоги Бхаджана, тренировочные последовательности «Йоги 23» А. Сидерского, динамическая «Аштанга-Виньсяса», введенная в моду Паттабхи Джойсом — а также экзотические нововведения: Бикрам-йога («горячая йога»), акробатическая йога, парная йога и т.д.

Конечно, увлечение экзотическими разновидностями йоги может быть для поверхностного человека лишь эскапизмом, бегством от необходимости практиковать упорно и регулярно, «как завещал великий Патанджали». Но для искренне ищущих может стать и спасительным «прыжком в медитацию», о котором так часто говорил Ошо, предложивший «адаптированный» под западный ум тип медитации — динамический. Западный ум бывает эффективно сначала шокировать: сложностью, динамизмом или необычностью практики — чтобы уже потом выйти на мягкую практику в состоянии «не-ума». Западный ум надо утомить, истощить, чтобы он «выключился» хоть на мгновение — в то время как индусу для вхождения в искомое состояние может быть достаточно зычно спеть «ОМ», прочитать вдохновляющий стих из Бхагават-гиты или полчаса помедитировать на берегу неспешной Ганги — или позаниматься йогой Патанджали.

В борьбе с ленью и невежеством, и особенно здесь, на Западе, все средства хороши. Поэтому зачастую «йога через преодоление» в любом виде и формате, под любым брендом, может стать золотым ключиком, открывающим для человека состояния йоги, которые без надрыва, без боли, а кое-где и без почти армейской муштры, и без увлечения экзотикой — было бы просто не достичь. Вот такие «особенности русской национальной йоги». Это нормально — каждому пациенту свое лекарство.

Проблема лишь в том, что зачастую воодушевленный первыми результатами специфической «ударной» техники практикующий невольно «подсаживается» на острые ощущения от радикальных практик и начинает заниматься ими как основной дисциплиной йоги. А мы знаем, что антибиотики вредно принимать постоянно.

Если поразмыслить на эту тему и еще раз перечесть классиков, становится ясно, что если поначалу, в первые месяцы практики, или с профилактическими целями раз-два в месяц, радикальная «йога-чистка» и показана, то уж никак не каждый божий день. Вставать каждый раз на коврик как в последний бой — это, с точки зрения классической йоги, большая ошибка, как и, например, делать себе Басти (клизму) или Шанкха-Пракшалану (промывание желудка) каждое утро до завтрака!

Победив в себе Тамас (лень, инертность) с помощью Раджаса (агрессивной активности) — практики через преодоление — надо вовремя перейти, утончиться, с Раджаса на Саттву (спокойствие и чистоту ума), то есть на классическую йогу. Иначе те же самые практики, которые поначалу помогали, станут ловушкой, превращая человека в «адреналиновый автомат», далекий от истинной йоги.

Истинный Тапас («огонь» йоги) должен сжигать не тело, а загрязнения и уловки ума — самскары — одной из которых может стать получение острых ощущений от йоги. Без достижения состояния спокойствия, чистоты и в итоге Просветления — Саттвы, или, по определению Патанджали, «Читта Вритти Ниродха» — практика не является йогой, это лишь более или менее полезная гимнастика.

Йога через преодоление — не повод для гордости, это всего лишь своего рода щепка, которая призвана вытащить занозу лености, инертности тела, или беспокойства ума — и она должна быть со временем отброшена. Это будет знаменовать переход на основной уровень йоги, с которого, по иронии судьбы, средний индус обычно начинает.